Воспитатель МБДОУ
«Центр развития ребёнка –
детский сад № 1 «Журавушка»
г. Королев, мкр. Юбилейный

Это интересно

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хоку (хайку). Это маленький стих, состоящий из трёх строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.

Синквейн - это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Правила составления синквейна:

Первая строка синквейна - заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка - два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка - это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка - последняя. Одно слово - существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

   Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

В чём же его эффективность и значимость?

•    Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

•    Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

•    Синквейн является игровым приемом.

•    Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

•    Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Алгоритм составления синквейна :

1.       Предмет (тема) - одно слово-существительное.

2.       Два прилагательных по теме.

3.       Три глагола по теме.

4.       Предложение по теме.

5.       Ассоциация по теме: одно слово-предмет.

                                    Примеры синквейна.

              Ежик

    Серый, колючий

   Фыркает, спит, сворачивается.

Мне нравится маленький ежик.

                  Лес

 

                      Арбуз

            Круглый, вкусный

       Катится, растёт, зреет

   Арбуз - это большая ягода.

                       Лето