Воспитатель МБДОУ
«Центр развития ребёнка –
детский сад № 1 «Журавушка»
г. Королев, мкр. Юбилейный

Сборник выступлений

 

 

 

 

Развитие интереса к художественной литературе у дошкольников посредством сотрудничества семьи и ДОО

(выступление на IV Международной научно-практической  конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста») 

«Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства — это, прежде всего, воспитание. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается личность»

В.А.Сухомлинский 

Чтение книги во все времена было интересным занятием для ребенка. Читая, он погружался в сладостный мир приключений, сказок. Чтение – это не только интересное, но и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. На важность приобщения детей дошкольного возраста к книге, чтению, красоте родного языка, развития культуры речи указывали отечественные педагоги и психологи Л.С.Выготский, К.Д.Ушинский, А.В.Запорожец, Е.И.Тихеева. Великий русский педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Чтение - это один из истоков мышления и умственного развития». Д.С.Лихачев писал: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех сложностей. Одним словом, делает вас мудрыми». (Д.С.Лихачев, 2014, с. 487).

Но, к сожалению, в последнее время у многих детей не возникает потребности в книге, чтению. Изменилось наше общество, которое  ещё совсем недавно называлось самым читающим в мире. О снижении статуса чтения в российском обществе указывается в «Национальной программе поддержки и развития чтения»:

  • Увеличивается доля россиян, вообще не читающих или читающих лишь от случая к случаю.
  • Утрачиваются традиции семейного чтения.
  • Ухудшается владение родным языком.
  • Возрастают сугубо развлекательная составляющая чтения и стремление людей (в особенности младших поколений) свести к минимуму затраты интеллектуальных усилий при чтении.
  • В обществе нарастают - даже на уровнях управления и «интеллектуальной элиты» - представления и мнения о том, что роль книги, библиотек в обществе уменьшается в сравнении с Интернетом и вообще сойдет на нет при полном развитии его возможностей.

Сейчас, когда Россия переживает кризис детского чтения, многие педагоги ищут пути возрождения интереса к книге. Дошкольное детство является важным этапом в воспитании будущего читателя. Именно родители выступают первыми и главными посредниками между книгой и маленьким человеком. В дошкольной организации на педагогов возлагается важная роль путеводителя в мир книг. Одним из основных принципов дошкольного образования по ФГОС является «сотрудничество Организации с семьёй» (п.1.4.5).Одна из задач стандарта направлена на «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (п. 1.6.9). Сегодня важно строить открытый диалог с семьёй воспитанника. Педагоги и родители в воспитании и образовании ребенка должны быть союзниками, помощниками и коллегами.  Ребенку нужно читать книги, ходить с ним в театры, музеи, на выставки. Обсуждать, что он чувствует, следить за его настроением. Если этого нет в семье, то труд педагога не даст желаемых результатов вовремя.

В последнее время возрастает интерес к возрождению традиций семейного чтения, которое готовит человека к взаимоотношению с книгой, формирует эмоционально - эстетическое восприятие книги, способствует раннему и правильному овладению родной речью.Семейное чтение — это культурная форма внутрисемейного общения, организации досуга членов семьи. Здесь важен не только сам процесс совместного чтения, но, прежде всего — процесс совместного переживания и обсуждения прочитанного, так как именно в ходе него формируются и крепнут общесемейные ценности, создается возможность для понимания другого члена семьи. Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.

Анкетирование родителей  в старшей группе по теме «Воспитание интереса и любви к книге» показало, что только 33% родителей ежедневно читают детям книги, а 26% обсуждают поступки героев после прочтения произведения. Поэтому свою работу по развитию интереса к книгам я начала с консультации по семейному чтению, на которой родители не только узнали о необходимости читать ребенку книги, но и приняли участие в викторине по произведениям детской литературы. Родители предложили совместные походы в детские театры Московской области на репертуарные спектакли, поставленные на основе литературного материала. В свою очередь я предложила на шкафчики детей наклеивать цветные кружочки с названиями книг,которые родители прочитали детям в течение недели. Так у нас появилась «Читающая гусеница». Дети, видя, как увеличивается количество кружочков на соседних шкафчиках, напоминали родителям о необходимости читать каждый день. Я замечала, как родители стали интересоваться, что читают другие ребята. Чтобы у родителей не возникало трудностей в выборе книги для чтения, я в информационном уголке «Советуем почитать» размещала список книг, рекомендуемых для данного возраста, а также обновляла наглядную информацию по теме: «Дети и книга». Составляя список книг для чтения, я руководствовалась мнением известного библиографа нашей страны И.Н.Тимофеевой. Инесса Николаевна особое внимание уделяла лучшим образцам художественной литературы – детской классике, отечественной и зарубежной. По мнению И.И.Тихомировой, детская книга в семье – индикатор заботы старшего поколения о воспитании и образовании младших, показатель складывающегося взаимопонимания между ними.

Мы живём в информационном обществе, это данность времени,  и одна из главных педагогических задач,  которую необходимо будет решать педагогам – приобщение  ребенка к информационной культуре, участвовать в зарождении, закладывание тех   информационных ценностей, которые будут ему необходимы в будущем. Нужно ли противопоставлять книге – компьютер? Как найти компромисс между веяниями информационного общества и книги – великого учителя и друга, без которого немыслимо гармоничное развитие человека. Педагог, грамотно используя ИКТ в  работе, может  поддерживать и развивать интерес к книге у своих воспитанников.

 Семейное чтение подразумевает не только чтение книг, но и их обсуждение. Не все родители могут грамотно задать вопросы по прочитанному, найти и обсудить проблемы, заложенные в данном произведении. В помощь родителям мной были созданы презентации по произведениям «Цветик-семицветик» В.П.Катаева, «Друг детства» В. Драгунского. Семейный просмотр презентаций предназначен для домашнего просмотрапосле прочтения произведения. Для создания презентации требуется:

- положительный эмоциональный настрой на выполнение коллективной работы;

- сюжетная целостность и соблюдение литературной последовательности;

- наглядность;

- разные виды игровых заданий;

- информация, дающая разъяснения сложных понятий, терминов;

- чётко сформулированные вопросы, несущие проблематику и предполагающие семейное обсуждение.

Вместе с презентацией родители получают рекомендации к её использованию: «Знакомство со сказкой учит ребёнка понять  действительность.  Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности. Для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на  зрительные образы, которые служат основой  для прослеживания событий. Сказка  развивает все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Даже если ребёнок уже научился читать, то не стоит прерывать традиции читать и рассказывать сказки вслух. Семейное чтение сказок взаимно обогащает  ребёнка и родителей, помогает им ещё больше сблизиться.

При просмотре  презентации родителям следует:

- обеспечить благоприятную эмоциональную атмосферу, комфортную для всех участников семейного чтения;

- придерживаться сюжетной целостности и соблюдать литературную последовательность  сказки;

- внимательно несколько раз читать поставленные вопросы в игровых заданиях, вместе с ребенком искать пути решения;

- обратить внимание на информационные блоки, разъясняющие сложные термины, понятия (папанинцы, инвалиды, милосердие);

- акцентировать внимание ребенка на чётко сформулированные вопросы, несущие проблематику и предполагающие семейное обсуждение (Почему Женя не сказала правду маме о разбитой вазе? Что такое жадность? и т.д.)…

И каждый из нас, взрослых, мечтал о таком волшебном «Цветике-семицветике».  В детстве мы тоже хотели много игрушек и сладостей. Думаю, что и наши детишки тоже такие. Прочитайте им сказку «Цветик – семицветик». Пусть ваши дети почувствуют как это здорово - помогать другим».

После работы с первой презентацией мы с  родителями обсудили на круглом столе следующие вопросы:

  1. Какая эмоциональная атмосфера, сложилась при просмотре презентации?
  2. Какие сложности  возникли при выполнении игровых заданий?
  3. Насколько активно ребёнок участвовал в обсуждении поставленных вопросов?
  4. Что нового узнал Ваш ребёнок из представленного материала?

Предлагая родителям новые формы работы по приобщению детей к книге, я не забываю и о традиционных. Так дети совместно с родителями мастерили книжки – самоделки на «Неделе книги», участвовали в викторине по сказкам Г.–Х.Андерсена, в конкурсе поделок «Пластилиновая сказка», составляют синквейны о сказочных персонажах, подготовили коллаж «Моя читающая семья», посещают городскую библиотеку.

Работа педагогов и семьи по приобщению ребёнка к книге должна быть систематической, грамотно организованной, методически разнообразной. Только благодаря совместной плодотворной работе возможно развить у детей интерес к книге. «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся плохое» В.А. Сухомлинский.

 

 

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ИКТ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ КАК СПОСОБ

ВОЗРОЖДЕНИЯ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ» 

(выступление на III Всероссийской  научно - практической конференции "Деятельность образовательных организаций по реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования") 

Чтение книги во все времена было интересным занятием для ребенка. Но, к сожалению, в последнее время у многих детей не возникает потребности в книге, чтению. Изменилось наше общество, которое  ещё совсем недавно называлось самым читающим в мире. Меньше читают родители. Книга нередко заменяется телевизором, компьютером.Мы живём в информационном обществе, это данность времени,  и одна из главных педагогических задач,  которую необходимо будет решать педагогам – приобщение  ребенка к информационной культуре, участвовать в зарождении, закладывание тех   информационных ценностей, которые будут ему необходимы в будущем. Нужно ли противопоставлять книге – компьютер? Как найти компромисс между веяниями информационного общества и книги – великого учителя и друга, без которого немыслимо гармоничное развитие человека. Воспитатель, грамотно используя ИКТ в  работе, может  поддерживать и развивать интерес к книге у своих воспитанников.

Сейчас, когда Россия переживает кризис детского чтения, многие педагоги ищут пути возрождения интереса к книге. В создавшихся условиях именно на семью возлагаются наибольшие надежды по спасению  чтения детей. Главной задачей взаимодействия ДОУ с семьёй является повышение педагогической компетентности родителей в решении воспитательных и образовательных  задач. Чтобы решить эту проблему, необходимо обеспечить взаимосвязь между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Если хотя бы одно звено в цепи (ребенок – педагог – семья – ребенок) будет отсутствовать, системного результата мы не получим. Профессионализм педагога дошкольного образования  и состоит в том, чтобы умело выстроить воображаемый треугольник взаимоотношений, умело координируя главенство вершин педагогической модели. Сегодня важно строить открытый диалог с семьёй воспитанника. Педагоги и родители в воспитании и образовании ребенка должны быть союзниками, помощниками и коллегами.  Ребенку нужно читать книги, ходить с ним в театры, музеи, на выставки. Обсуждать, что он чувствует, следить за его настроением. Если этого нет в семье, то труд педагога не даст желаемых результатов вовремя

С целью развития и стимулирования интереса детей к книге, чтению, в нашем городе в течение года проходил фестиваль «Читающий Юбилейный». В нем активно принимали участие все дошкольные учреждения. Наш детский сад «Журавушка» подготовил и реализовал проект «Мы дружим с книгой». Вместе с другими педагогами я выступала на городском  методическом  объединении с темой «Обучение пересказу детей старшего дошкольного возраста», педсоветах, давала открытые непосредственно образовательные деятельности (НОД) «Знакомство с творчеством А.Л.Барто», «Морское путешествие», с детьми и родителями создавала книжки-самоделки. В рамках проекта я продолжила работать над интересной для меня темой: «Использование ИКТ для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой». Данная тема актуальна, так как мы живем в информационном обществе и я считаю, что нужно идти к книге через использование близких детям информационных технологий. И грамотно применяя ИКТ можно поддерживать и развивать интерес к книге.

Я использую ИКТ в непосредственно образовательной деятельности для:

- формирования мотивации к слушанию;

- активизации внимания у детей;

- поддержки познавательной активности у дошкольников;

- развития исследовательского поведения;

- расширения творческих способностей педагога;

- зарождения информационной культуры дошкольника.

В основу применения ИКТ легли принципы обучения, как традиционные: наглядности и доступности, так и современные: принцип эмоционального положительного фона, принцип интеграции.

Я предъявляю следующие требования к использованию ИКТ:

- соответствие СанПиН;

- доступный материал презентаций, соответствующий возрасту;

- исследовательский характер игровых заданий и презентаций;

- высокий технический уровень презентаций;

- изучение новинок методической литературы по данной теме.

Применять ИКТ для ознакомления детей с художественной литературой можно на всех этапах непосредственно образовательной деятельности.

Использование ИКТ позволяет:

- демонстрировать иллюстрации и репродукции картин в крупном формате;

- представлять информацию на экране в игровой форме, что вызывает огромный интерес у детей;

- посредством интерактивных дидактических игр осуществлять интеграцию с другими образовательными областями.

Стойкий интерес к книжной культуре, к чтению формируется в семье. Поэтому педагогам необходимо взаимодействовать с семьями. Я использую следующие формы работы с родителями для развития и поддержания у детей интереса к книге: родительские собрания, викторины, выставки, открытые непосредственно образовательные деятельности, анкетирование. Также я со своими коллегами разрабатываю интерактивные презентации по произведениям, прочитанным в группе, для возрождения традиции семейного чтения.

На примере ознакомления со сказкой В.П.Катаева «Цветик-семицветик» я покажу выстроенную модель взаимодействия с родителями с использованием ИКТ. Сначала педагог на НОД знакомит детей с произведением, стараясь разнообразить беседу по содержанию игровыми заданиями с использованием ИКТ. Текст большой по объёму, в нем поднимаются важные проблемы становления личности, человеколюбия, которые требуют семейного обсуждения. Мы предлагаем родителям интерактивную презентацию по сказке «Цветик-семицветик» для семейного чтения с ребенком. Для её создания требуется:

- положительный эмоциональный настрой на выполнение коллективной работы;

- сюжетная целостность и соблюдение литературной последовательности;

- наглядность;

- разные виды игровых заданий;

- информация, дающая разъяснения сложных понятий, терминов;

- чётко сформулированные вопросы, несущие проблематику и предполагающие семейное обсуждение.

Вместе с презентацией родители получают рекомендации к её использованию и вопросы для круглого стола.

Рекомендации для родителей, использующих интерактивную презентацию по сказке В.П. Катаева «Цветик – семицветик».

Знакомство со сказкой учит ребёнка понять  действительность.  Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности. Для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на  зрительные образы, которые служат основой  для прослеживания событий. Сказка  развивает все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Даже если ребёнок уже научился читать, то не стоит прерывать традиции читать и рассказывать сказки вслух. Семейное чтение сказок взаимно обогащает  ребёнка и родителей, помогает им ещё больше сблизиться.

При просмотре  интерактивной презентации родителям следует:

- обеспечить благоприятную эмоциональную атмосферу, комфортную для всех участников семейного чтения;

- придерживаться сюжетной целостности и соблюдать литературную последовательность  сказки;

- внимательно несколько раз читать поставленные вопросы в игровых заданиях, вместе с ребенком искать пути решения;

- обратить внимание на информационные блоки, разъясняющие сложные термины, понятия (папанинцы, инвалиды, милосердие);

- акцентировать внимание ребенка на чётко сформулированные вопросы, несущие проблематику и предполагающие семейное обсуждение (Почему Женя не сказала правду маме о разбитой вазе? Что такое жадность? и т.д.).

И каждый из нас, взрослых, мечтал о таком волшебном «Цветике-семицветике».  В детстве мы тоже хотели много игрушек и сладостей. Думаю, что и наши детишки тоже такие. Прочитайте им сказку «Цветик – семицветик». Пусть ваши дети почувствуют как это здорово - помогать другим!
Прошли годы, а «Цветик-семицветик» не выходит из моей головы.
Взрослым приходиться отрывать волшебные лепестки каждый день, жизнь нас ставит перед выбором ежечасно. Я отрываю лепесток  и желаю Вам:

Быть честным с самим собой.

Обрести себя и найти свое предназначение в жизни.

Поступать с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой.

Полюбить себя таким, какой ты есть!

Искренне любить детей.

Бескорыстно помогать людям.

Читать книги! Они сделают Вас добрее, разумнее.

Вопросы к родителям для обсуждения по итогам просмотра интерактивной презентации по сказке В.П.Катаева «Цветик - семицветик».

  1. Охарактеризуйте эмоциональную атмосферу, сложившуюся при просмотре презентации.
  2. Какие сложности  возникли при выполнении игровых заданий?
  3. Насколько активно ребёнок участвовал в обсуждении поставленных вопросов?
  4. Что нового узнал Ваш ребёнок из представленного материала?

Через 2-3 недели педагог встречается с родителями, и они вместе обсуждают вопросы, которые были заранее предложены семьям.

 Моя работа над темой «Использование ИКТ для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой» продолжается. Но у меня уже есть результаты этой деятельности:

- для педагога: повышение ИКТ-компетентности, участие в международном интернет-конкурсе;

- для детей: повышение познавательной активности, активизация произвольного внимания, формирование мотивации к слушанию;

- для родителей: укрепление семейных ценностей путем популяризации семейного чтения.

Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Слушание, чтение, беседа по прочитанному оказывают огромное влияние на умственное, интеллектуальное и творческое развитие, развивает речевые навыки и формирует нравственную культуру ребенка.

 

Список используемой литературы:

  1. Калинина Т.В.  Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве», М.: Сфера, 2008
  2. Тимофеева И.Н. Дети. Время. Книга: пособие для руководителей детским чтением/ И.Н.Тимофеева. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009. – 408 с.
  3. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. – 2-е изд. М.:ТЦ Сфера, 2008. – 56 с.
  4. Павлова А.С. Домашняя библиотека и семейное чтение / А.С. Павлова // Семейное чтение в Год семьи / сост.Т.Д. Жукова. — М.: Рус. шк. библ. ассоц., 2008. — С. 60—66.