Воспитатель МБДОУ
«Центр развития ребёнка –
детский сад № 1 «Журавушка»
г. Королев, мкр. Юбилейный

Тема: "Чтение А. Барто "Милочка - копилочка"

    Организации образовательной деятельности с детьми

Сценарий занятия

Тема: «Чтение стихотворения А. Барто «Милочка-копилочка»

(старшая группа)

 

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

 

Цель: обогащение социально-коммуникативного опыта детей в процессе ознакомления с творчеством А. Барто.

Задачи:

- продолжить знакомство с творчеством А. Барто, развивать художественное восприятие, обогащать эмоциональный опыт детей, поддерживать интерес к художественной литературе (художественно-эстетическое развитие);

- учить понимать образный язык стихотворения, слушать и делится впечатлениями о прочитанном произведении, развивать поэтический слух, литературную речь; обогащать словарь (речевое развитие);

- стимулировать познавательный интерес, способность к догадке (познавательное развитие);

- формировать социально-коммуникативные компетенции: оценивать поступки героев, развивать навыки работы в группе, способы организации совместной деятельности (социально-коммуникативное развитие). 

Предварительная работа:

- чтение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки», «Девочка-рёвушка», «Девочка чумазая», «Уехали»; выставка книг А. Барто, подготовленная педагогом с родителями; изготовление «пуговиц настроения» из цветного картона. 

Оборудование:

иллюстрации к стихотворениям А. Барто из цикла «Игрушки»; два маленьких подноса с предметами: запонка, молния, булавка, пуговица, крючок, прищепка, скрепка;  магнитная доска, пособие «Большая книга эмоций»     издательства CLEVER; вырезанные из бумаги пуговицы трех цветов (красные, зеленые, синие); интерактивное оборудование; ростовая кукла. 

Ход занятия

  • 1. Упражнение-приветствие «Здравствуйте»

Дети стоят полукругом.

Воспитатель: Здравствуйте, те ребята, у которых хорошее настроение!

А теперь поприветствуйте друг друга. (Поддержка детской инициативы).

Дети: Здравствуйте, ребята, которые сегодня выспались! (Здравствуйте!) Здравствуйте, ребята, которые любят мороженое! (Здравствуйте!)

Здравствуйте, любопытные ребята! (Здравствуйте!)

Здравствуйте, ребята, которые любят помогать! (Здравствуйте!) 

  • 2. Введение в тему занятия

Воспитатель: Посмотрите, что это за головоломка перед нами (фрагменты картинки) – можем ли мы ее отгадать?  Что для этого нужно сделать? (Собрать из частей целые картинки.)

Дети самостоятельно выполняют задание, раскладывая полученные картинки на ковре.

Перед детьми на полу лежат фрагменты картинок с иллюстрациями к стихам А.Барто. Дети догадываются, что к каждой части надо найти вторую  половинку, чтобы получилась целая картинка. После того, как все картинки будут собраны, педагог вместе с детьми вспоминают тексты стихотворений к    каждой картинке. 

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь рядом с картинками. Давайте  рассмотрим, что у нас получилось. Знакомы ли вам эти картинки?

Дети вспоминают известные стихи А. Барто из цикла «Игрушки», если они затрудняются, то воспитатель помогает, указывая на предметы или действия героев стихотворений.

Воспитатель: Сколько мы стихотворений вспомнили! Замечательно. Кто их написал? (А. Барто)

Воспитатель показывает слайд:  портрет писательницы, иллюстрации из ее стихотворений.

Воспитатель: Мы с вами вспомнили стихи, которые вы знаете с детства, недавно мы читали стихи  «Девочка - рёвушка», «Девочка чумазая».    А сегодня я познакомлю вас с новым  стихотворением А. Барто. 

  • 3. Знакомство с гостем, чтение стихотворения «Милочка-копилочка»

Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришла девочка из стихотворения А. Барто, её зовут Милочка. (Воспитатель использует ростовую куклу).

Воспитатель: Я прочту вам стихотворение о ней – «Милочка-копилочка».

Воспитатель выразительно читает стихотворение.

  • 4. Беседа по содержанию

Воспитатель: Ребята, понравилось ли вам стихотворение? Что особенно    понравилось?  Какой вы увидели девочку Милочку? Зачем Милочка складывала эти вещи в карман?  Почему автор назвал стихотворение "Милочка-копилочка? Что такое копилочка? Кто знает девочек  или мальчиков похожих на Милочку?  Рассуждение с детьми о том, что многие дети любят  коллекционировать, собирать интересные вещицы.

  • 5. Поисково-исследовательская деятельность

Воспитатель: Стихотворение начинается со слов «Утром запонка пропала…».  Ребята, вы знаете, что такое «запонка»? Я предлагаю выяснить, что это за предмет. Согласны? Отлично! Мы разделимся на две команды. Каждая команда получит поднос с разными предметами. Рассмотрите эти предметы и вместе решите, какой предмет вы считаете запонкой. Затем один человек из каждой команды покажет этот предмет и объяснит, почему вы так решили. 

Дети выполняют задание. Затем вместе с воспитателем  выслушивают мнения каждой группы. Воспитатель показывает правильный ответ, используя анимированный слайд.

Воспитатель: Посмотрите на экран. Для чего же нужна запонка? (Она используется вместо пуговицы.) Рассуждения детей.

  • 6. Работа с пособием «Большая книга эмоций»

Воспитатель: Да, папа не нашел ни запонки, ни бритвы. Как вы думаете, с каким настроением он пошёл на работу? Давайте попробуем изобразить     папино настроение. (Используется пособие «Большая книга эмоций»). Кто сможет показать папино настроение? (Ребенок выкладывает мимический портрет на магнитной доске  и объясняет, что он изобразил злого, сердитого папу.)

Воспитатель: Попробуем изменить папино настроение. Изобразите радостного папу. Кто сможет это сделать? Что нужно было сделать Миле, чтобы папа с таким настроением ушел на работу? (Не брать папины вещи.)

  • 7. Динамическая пауза

Воспитатель: Ребята, вспомните, с чего всё началось? Попробуем изобразить то, что творилось в доме.

Воспитатель читает начало стихотворения, а дети с помощью движений и мимики изображают то, что случилось в доме.

Утром запонка пропала,

И от папы всем попало.

А когда пропал и галстук,

Папа даже испугался.

А когда пропала бритва,

Началась в квартире битва.

Папа лазил под диваном,

Двигал кресло и кровать,

Шарил палками под ванной,

Стал со шкафом воевать.

Но ни запонки, ни бритвы

Бедный папа не нашёл,

И сердитый, и не бритый

Он без галстука ушел.

Все полезли под диваны,

Двигать начали кровать,

Шарить палками под ванной,

Чемоданы открывать.

Три часа без передышки

Перетряхивали книжки.

Проползали по паркету

И шептали: «Нету, нету…»

  • 8. Игра «Что у Милы в кармашке?»

Воспитатель: Где же оказались все вещи? (В кармане у Милы.) «И у Милы из кармана что-то выкатилось вдруг. Покатились из прорехи…» Что такое «прореха», как вы думаете? (Ответы детей.)

Воспитатель объясняет значение слова «прореха» на примере кармана одного из детей.

Воспитатель: Наша гостья хочет с вами поиграть!

Воспитатель читает ребятам следующий отрывок из стихотворения, в котором перечисляются предметы, лежащие в Милином кармашке, и просит детей запомнить их. Затем на экране появляется кармашек, из которого вылетают разные предметы. Детям необходимо назвать лишний предмет – тот, которого не было в кармане у Милы. (Анимированный слайд)

  • 9. Игра «Что у Милочки в коробочке?»

На экране – коробочка с символами, обозначающими признаки: круглое, зелёное, сладкое. Детям предлагается определить, что это могло бы быть (прилагательные могут быть любого рода). После ответов детей из коробочки вылетают предметы, подходящие к данным признакам. (Анимированные слайды)

  • 10. Рефлексия.

Воспитатель: Милочке понравилось у нас в гостях. Ей с вами было интересно. Мы с вами приготовили пуговицы трех цветов. Посмотрите на экран. (Слайд презентации.) Если вам было с Милой интересно, какую пуговицу вы выберете? (Красную.) Если интересно, но непонятно что-то? (Синюю.) Если неинтересно? (Зеленую.)

Воспитатель берет поднос с пуговицами, проходит мимо детей, и каждый выбирает нужную пуговицу. Если ребенок выбирает синюю или зеленую пуговицу, воспитатель спрашивает, почему он выбрал пуговицу этого цвета, что было непонятно на занятии, что не понравилось.

 

Воспитатель: Ребята, наша гостья хочет  подарить  вам диски, посмотрев которые вместе с папами и мамами, вы сможете вспомнить стихотворения   А. Барто, поиграть,  и узнать что-то новое, а что – это маленький секрет.

Воспитатель дарит детям подарки с секретом – диск с набором игр, подобранных воспитателем для домашнего общения родителей с детьми.