Воспитатель МБДОУ
«Центр развития ребёнка –
детский сад № 1 «Журавушка»
г. Королев, мкр. Юбилейный

Тема: "Насекомые" Образовательная область "Речевое развитие"

 Тема: "Насекомые" Образовательная область "Речевое развитие"  (авторская разработка) (старшая группа)

Программное содержание:

- закрепление полученных знаний по развитию речи и обучению элементам грамоты;

- продолжить обучать звуковому анализу слова;

- продолжить развивать фонематический слух;

- развивать слуховое восприятие;

- обогащать словарь детей по теме «Насекомые»;

- учить изменять слова по образцу;

- продолжить учить составлять рассказ по опорным картинкам;

- воспитывать бережное отношение к насекомым;

- воспитывать любовь к русскому языку. 

Предварительная работа:

Работа над звуковым анализом слов, составление рассказов по графическим схемам, по опорным картинкам; подбор речевого материала по теме «Насекомые». 

Словарная работа:

Работа над лексическим значением слов: пасека, улей. 

Взаимосвязь с другими видами деятельности:

с игровой деятельностью, с двигательной деятельностью, с коммуникативной деятельностью. 

Демонстрационный материал:

опорные картинки для составления рассказа; картинки с изображением муравья, пчелы, паука; листик берёзы из зеленого картона. 

Раздаточный материал:

карточки с заданиями для звукового разбора слова. 

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель: Утром я под дверью нашла письмо:

Я поймал в паутину насекомое. Отпущу, если вы выполните мои задания. (Паук)

Воспитатель: Ребята, сначала давайте отгадаем, кого поймал паук. Послушайте загадку:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел

Он вспорхнул и улетел

Дети: Бабочка!

Воспитатель: Давайте начнём выполнять задания паука, чтобы он быстрее отпустил бабочку.

2. Звуковой анализ слова

Воспитатель: У каждого из вас на столе листок с заданиями. Сначала определите, какое насекомое изображено на картинке, затем в пустых квадратиках выложите звуковую схему слова. Речевой материал: жук, оса, бабочка, муравей, пчела, таракан, муха. 

 

 

 

  

 

 

 

 Воспитатель проверяет работы и ставит печать за правильное выполнение.

3. Развитие фонетического слуха

Воспитатель: Давайте поиграем со звуками [з], [с]:

Если [з] услышим в слове

Громко хлопнем мы в ладоши,

Если в слове [с] узнаем,

Руки вверх мы поднимаем.

Речевой материал: слепень, кузнечик, листоед, усач, златка, бронзовка, сверчок, комар, светлячок, стрекоза.

4.Словообразование

На доске картинка с изображением муравья, воспитатель листочком закрывает картинку, оставляя сначала лапки, потом голову, затем брюшко, спрашивая ребят:

Воспитатель: Чьи это лапки?

Дети: Муравьиные лапки

Воспитатель: Чья это голова?

Дети: Муравьиная голова

Воспитатель: Чьё это брюшко?

Дети: Муравьиное брюшко

Аналогичная работа проводится с картинками пчелы и паука.

5.Развитие слухового восприятия, обогащение словаря

Воспитатель: Ребята, я буду перечислять слова, если вы услышите слово, которое подходит к муравью, хлопайте в ладоши: муравейник, зелёный, мёд, трудолюбивый, пасека, паутинка, улей, квартира, ползает, «летающий цветок», жужжит, «чемпион по прыжкам», висит, рой, нектар, силач, летает, хищник.

Аналогичная работа проводится со словами пчела и паук.

6.Работа с деформированными предложениями

Воспитатель: Паук запутал все предложения. Давайте распутаем их и правильно произнесём:

- Муравей живет в улье. (Пчела живёт в улье.)

- Оса и шмель……..над клумбой. (Оса и шмель кружились над клумбой.)

- Сплели на пауки дерево паутина. (Пауки сплели на дереве паутину.) 

 Динамическая пауза

Воспитатель: Мы сейчас с вами будем превращаться в бабочек: 

Этот странный дом без окон

Стоят прямо, руки вдоль тела

У людей зовётся «кокон»

Свив на ветке этот дом

Поворачиваются направо

Дремлет гусеница в нём

Ладони под щёчку

Спит без просыпу всю зиму

Поворачиваются налево

Но зима промчалась мимо

Потягиваются

Март, апрель, капель, весна…

Загибают пальцы на обеих руках

Просыпайся, соня-солнышко

Трут глаза кулачками

Под весенним ярким солнышком гусенице не до сна

Потягиваются

Стала бабочкой она!

Машут руками – «крыльями»

Покружилась, полетала

От усталости упала

Сели на места

 7.Составление рассказа по опорным предметным картинкам

На доске картинки: девочка, луг, цветок, жук, банка. 

Воспитатель: Рассмотрите картинки и назовите, что на них изображено (ответы детей). Давайте составим рассказ.

Примерный рассказ: Девочка гуляла на лугу. Она увидела красивый цветок. На цветке сидел большой чёрный жук. Девочка взяла жука и посадила его в банку. Она полюбовалась жучком и отпустила его на свободу.

Выслушивается несколько рассказов.

Воспитатель: Ребята, правильно ли поступила девочка, выпустив жука? Можно ли дома держать насекомых в банке? Берегите насекомых, не причиняйте им вред, ведь каждое из них приносит природе пользу.

8.Итог

Воспитатель: Вот мы и выполнили все задания. Было трудно? Кому было интересно? Какое задание понравилось больше всего? Появляется бабочка (девочка из подготовительной группы), благодарит детей за её спасение и угощает всех конфетами.